Откуда пришел и почему так называется
Кокошник происходит от слова «кокош» что означает
Начнем с истории возникновения кокошника. Кокошник — старинный традиционный головной убор замужней женщины и часть традиционного русского костюма. К сожалению, на данный момент неизвестно, что именно символизировал кокошник. Однако эксперты считают, что он мог означать крепкое здоровье жены, ее способность к деторождению.
Раньше головные убор делились на те, что носили молодые девушки до замужества и после. Незамужние девушки носили венки, повязки, которые не закрывали их прекрасные прически, а только подчеркивали красоту их длинной косы. Кокошник, как мы уже сказали выше, носили только замужние женщины, они обычно плотно закрывали волосы.
Кокошник происходит от слова «кокош» что означает "курица". Все потому, что такой головной убор напоминал куриный гребешок. Интересно, что в некоторых частях России головной убор называли «кукушник» или «кукуйник» и ассоциировался он не только с курочкой, но и с кукушкой.
Откуда пришли к нам кокошники — тоже неизвестно. Первые упоминания в литературе начались лишь в 17 веке. Некоторые эксперты считают, что кокошник пришел к нам из византийской или татарской культуры, однако многие все же настаивают, что кокошник полностью сформировался и вырос на славянской земле.
Если раньше, в допетровские времена, кокошники носили все — и крестьянки, и дворянки, то постепенно, кокошник получил новые формы и утратил свое первоначальное предназначение. Все больше он стал символизировать статус и вашу приверженность к русской культуре.
Почему Петр I запретил кокошники
Петр I во время своего правления запретил носить кокошники и призвал ориентироваться на западную моду.
Однако, несмотря на значимость кокошников для народа и символическую силу, Петр I запретил ношение кокошников. Это произошло в 18-ом веке, когда русское общество стремилось приблизиться к западной культуре. Петр I желал изменить классическое понимание русской красоты и привить русским женщинам западные тенденции. Носить кокошник при этом было запрещено и считалось застарелым и несовременным.
Поэтому знатные дамы отказались от этой части своего костюма и старались одеваться по западному стилю. Зато крестьянки все еще продолжали с удовольствием носить кокошники и передавать их по наследству.
Немодным кокошник оставался около 100 лет, пока к власти не пришла Екатерина II. Императрица подчеркивала свою связь с русским народом: на эрмитажных собраниях она говорила исключительно на русском языке и наряжалась в одежды, которые напоминали народные костюмы. Такой образ часто дополнялся стилизованным, красиво украшенным кокошником. Так, за Екатериной головной убор начали снова носить и другие придворные дамы.
Мода на кокошники
Екатерина II подчеркивала свою связь с русским народом с помощью кокошника.
Таким образом, интерес к кокошникам окончательно возродился в XIX веке после Отечественной войны. В 1834 году Николай I издал указ, которым ввел новую одежду для придворных дам. Этот костюм был похож русский сарафан, обязательно с головным убором: для незамужних девушек — повязкой, для замужних — повойником или кокошником. Конечно, кокошники знатных дам значительно отличались от крестьянских, придворные дамы носили их далеко на макушке, носили в виде венца, уже не прикрывали полностью волосы, а завивали открытые по бокам локоны или собирали в прическу надо лбом. К кокошникам начали проявлять интерес модные дизайнеры, театры и балетные труппы. Они стали неотъемлемой частью искусства, придавая образам грацию и изящество. Балерины и актрисы выходили на сцену в пышных платьях и украшали свои волосы кокошниками. Мода на кокошники захватила сердца многих женщин, как знати, так и простых горожанок.
Кто из русских княгинь любил и носил кокошник
Кокошник стал символом русской культуры благодаря своей уникальной истории и великому количеству поклонников.
Кто же из русских княгинь любил и носил кокошник? Например, имя Марии Федоровны, жены Александра III, и сегодня вызывает ассоциации с кокошником. На протяжении веков, роскошно украшенные кокошники стали неотъемлемой частью гардероба многих русских княгинь, императриц и просто высоких дворянок. Прекрасный пример – красивые кокошники, которые носила известная княгиня Варвара Олешева. Был случай, когда в доме Романовых устроили бал в стилистике 17 века. 26 февраля 1903 года в Зимний дворец съехалась вся знать в настоящих, традиционных русских костюмах, в создании которых участвовали самые знаменитые дизайнеры. Все дамы были в красивых, богатых кокошниках, в том числе и сама Александра Федоровна.
Таким образом, кокошник стал символом русской культуры благодаря своей уникальной истории и великому количеству поклонников. Он отразил не только эстетические предпочтения русских женщин, но и дух нации в целом. Кокошник – это настоящий живой артефакт, который продолжает вдохновлять дизайнеров, актрис и модниц по всему миру.