На сегодняшний день в Организацию Североатлантического договора (НАТО) входит 31 государство. За изъятием Канады, Турции и самих США остальные 28 государств – это страны Европы. Таким образом в военный альянс с США официально входит практически половина стран континента. К слову, всего в Европе 65 государств. Нужно ли говорить, что далеко не каждое государство-член альянса имеет собственное развитое оружейное производство. Особенно в области бронетехники. Тем не менее непосредственно европейское оружие занимает в военном союзе важное место.
1. M1 «Абрамс» - США
Американские танки М1 «Абрамс» почти не используются в европейской части территории альянса. Главными эксплуатантами М1 помимо самих США остаются преимущественно страны Ближнего Востока, Африки (Марокко) и Азии (Тайвань и Австралия). В Европе единственной страной альянса, использующей «Абрамсы» является Польша. Причем контракт на поставку был заключен лишь в феврале 2022. По разным данным будет закуплено от 250 до 350 машин. Другой европейской страной НАТО использующей М1 в ближайшее время может стать Румыния. Купить Румыния планирует машин на один батальон – 54 танка. Более подробные характеристики вооружения по ссылке выше.
На сегодняшний день «Абрамс» является, пожалуй, самым массовым танком Североатлантического альянса и одним из самых современных. В общей сложности их произведено почти 11 тысяч машин. Правда, подавляющее большинство М1 находится на территории и эксплуатируется самими США. Крупнейшим эксплуатантом «Абрамсов» вне НАТО остается Египет. Правда там они преимущественно не американские, а собственные. Производятся по лицензии. Из почти 11 тысяч М1 более 6 тысяч приходится на США и 1.1 тысяча на Египет.
2. «Леопард 1» и «Леопард 2» - Германия
Танк «Леопард 1» появился на свет в 1965 году в самый разгар холодной войны. Вышла машина из совместного проекта ФРГ, Италии и Франции. Выпускался танк до 1985 года. За это время в Германии произвели около 4.8 тысяч таких ОБТ. На сегодняшний день в большинстве стран НАТО «первые» сняты с вооружения. Правда в большинстве случаев некоторое количество старых «Леопард 1» все еще остается на длительном хранении.
Так, например, в Германии данный ОБТ не используется с 1990-х годов. Однако, еще недавно у «Рейнметалл» нашлось не менее 100 таких танков на хранении (почти 90 были в последствии переданы Украине). А в 2016 году эти же танки последний раз покупала Турция в количестве 320 машин. Всего же на вооружении азиатской страны около 720 первых «Леопардов». Вторым крупным эксплуатантом среди стран альянса остается Греция – 1 030 танков. В Бельгии, Дании, Италии, Канаде, Нидерландах танки сняты с вооружения, но могут оставаться на хранении.
Похожим образом ситуация обстоит и с «Леопард 2». С поправкой на то, что сегодня «двойка» так же популярна в НАТО, как «единица» в годы холодной войны. Всего в Германии было произведено более 3 600 таких машин. Больше всего «Леопард 2» использует сама Германия. У нее таких ОБТ чуть больше 400. Другой крупный оператор – Турция. В азиатской республике их около 320. Большое количество «двоек» среди стран НАТО используются также: Польша – почти 250 танков, Испания – около 330 танков, Греция – около 350 танков. Среди других эксплуатантов альянса Австрия, Венгрия, Дания, Португалия, Чехия, Словакия. У всех перечисленных на вооружении стоит от 10 до 50 «Леопардов 2» (в каждой стране).
3. «Челленджер 2» - Великобритания
Британские ОБТ «Челленджер 2» были разработаны BAE Systems в начале 1990-х годов. Выпускались боевые машины с 1995 по 2009. За это время на Туманном Альбионе собрали порядка 400 танков нового (на тот момент) поколения. В конечном счете производство было свернуто, так как новые заказы на британский «Челленджер» отсутствовали, а армия самой Великобритании купила столько танков, сколько ей требовалось. На сегодняшний день главным оператором данного танка остается Соединенное Королевство. Всего у армии Великобритании имеется около 230 таких танков. В самом Североатлантическом Альянсе эти машины больше никто не использует. За пределами НАТО «Челленджер 2» эксплуатируется в количестве нескольких десятков еще двумя странами – Оманом и Украиной.
4. AMX-30 и «Леклерк» - Франция
Французский танк AMX-30 был разработан в разгар холодной войны в середине 1960-х годов. С самого начала машина создавалась для использования в первую очередь за пределами гипотетического европейского ТВД. Из этого прямо проистекал ряд необычных особенностей. Таких, как принесенная в жертву маневренности и скорости движения защита. В сравнении с другими танками своей эпохи AMX-30 был хуже всего бронирован, зато обладал одними из лучших ходовых качеств. Всего во Франции было сделано чуть больше 3 500 таких танков. Несмотря на почтенный возраст, несколько десятков AMX-30 все еще используется Францией, Испанией и Грецией. По некоторым данным несколько сотен «тридцатых» все еще находится на длительном хранении в Пятой республике.
Другой французский танк, использующийся в блоке НАТО, – это «Леклерк» (ошибочно с подачи СМИ часто именуется как АMX-56). Так нового поколения был разработан во Франции в конце 1980-х. Производится машина по сей день, правда в совсем небольших количествах. В том числе потому, что до появления южнокорейского К2 «Черная пантера» французский «Леклер» держал титул самого дорого ОБТ в мире. Всего Пятой республикой было произведено 876 таких машин. Среди стран Североатлантического альянса эти машины использует только сама Франция. На данный момент на вооружении республики числится около 220 машин.
5. PT-91 «Твердый» - Польша
Польский танк PT-91 «Твердый» является продуктом переработки советского танка Т-72. Принципиальных отличий не много. В PT-91 используется двигатель собственного польского производства, новая динамическая броня, а также преимущественно французская электроника, в том числе от уже упомянутых танков «Леклерк». Орудие «Твердого» - лицензионная копия советской пушки от Т-72. Выпускается 91-ый с 1995 года. С самого начала танка позиционировался как «временная мера», которая, впрочем, затянулась вплоть до начала 2020-х годов. В общей сложности у Польши около 280 таких танков. Никакая другая страна в НАТО данные машины не применяет.
6. C1 «Ариете» - Италия
Еще один малоизвестный танк НАТО, который тем не менее был выпущен в количестве почти 200 единиц. На фоне тиражей времен холодной подобная цифра может показаться смешной, однако в действительности все танки IV поколения производятся в скромном объеме. Разработан С1 «Ариете» был в конце 1980-х годов в Италии. Она же по состоянию на начало 2020-х годов и является главным и единственным оператором данных ОБТ как в альянсе НАТО, так и в мире в целом. Визуально танк имеет немало общего с немецким и французским ОБТ. Не исключено, что это последствие участия Италии в попытках совместной разработки танков в годы холодной войны.
7. «Алтай» и К2 «Чёрная пантера» - Турция/Южная Корея (поставки)
Никакого отношения к одноименной республике в составе Российской Федерации турецкий танк «Алтай» не имеет. Свое название машина получила в честь турецкого генерала кавалерии Фахреттина Алтая. Разрабатывалась машина в качестве перспективной замене французским и немецким танкам в вооруженных силах Турции. В производство «Алтай» был запущен в 2023 году, поэтому на сегодняшний день эти машин едва ли наберется десяток. Стоит также отметить, что «Алтай» не является уникальной разработкой. В основе турецкого танка лежит небезызвестная южнокорейская «Черная пантера». Собственно, корейские конструкторы принимали в проектировке «Алтая» непосредственное участие.
В рамках обсуждения танков Североатлантического Альянса упоминания заслуживает, и сама К2 «Черная пантера». Хотя Южная Корея не является членом НАТО, танки ее производства присутствуют на европейском театре. Почти 30 машин, держащих титул «самого дорого ОБТ» стоят на вооружении Польши. По последним данным республика намерена закупить как минимум 180 «Черных пантер»… При этом в СМИ неоднократно озвучивались намерения Польши собрать «танковый кулак» из хотя бы 1 000 южнокорейских К2.