… или о гражданских, таких как Ту-154 на фото ниже.
Более того, тот же цвет мы видим в кабине экраноплана «Орленок», который хоть и считается кораблем, но конструктивно ближе к самолетам.
Такой цвет — это фирменная фишка именно советской авиации. Например, в американских самолетах кабины обычно кремовые или серые разного оттенка, как у Boeing 737-200 на фото ниже.
От черного к бирюзе
В бирюзовый цвет кабины в СССР начали красить ориентировочно в шестидесятых или семидесятых годах — точнее выяснить, к сожалению, не удалось. До того кабины и приборные доски красили в черный. Хорошим примером служит МиГ-15 на следующей фотографии.
А теперь о причинах
В авиации существуют технические стандарты, которые строго описывают, как именно должна быть устроена кабина. Например, один из ГОСТов, разработанных Институтом авиационной медицины Минобороны СССР, предписывал располагать приборную доску на расстоянии 80-90 см от глаз пилота под углом к вертикали не меньше 15°. Точно так же ГОСТ определял и оптимальный цвет с точки зрения медицины той эпохи.
По мере того, как развивались знания медиков о том, как работает человеческое зрение, их представления об идеальном цвете кабины постепенно менялись. Черный цвет был выбран, потому что он создает меньше всего бликов.
Позже обнаружилось, что при переводе глаз с яркого неба на черную приборную доску и назад глазу каждый раз приходится привыкать к резкой смене яркости. К тому же, черные приборы на черной доске не выделялись, затрудняя чтение информации.
Так появился лазурный цвет — одновременно и близкий к цвету горизонта, и не создающий сильных отсветов в лучах солнца. Кроме того, длина волны бирюзового цвета такова, что на ней одинаково хорошо выделяются и черные корпуса приборов, и красные и желтые сигнальные лампы, и тумблеры.
Кабина Ан-22 ранних серий
На примере двух фото Ан-22, выше и ниже, видно, как произошел этот переход от черного к бирюзе.
Источник: https://uposter.ru/