Доподлинно неизвестно, кто первый придумал паровоз – над его созданием трудился отряд инженеров! Раньше дизайн паровозов был очень красивым, много внимания уделялось деталям. Это сегодня все поддерживают идею «ничего лишнего», главное – практичность и мобильность.
10. UP 3985
Экипаж этого паровоза разделен на 2 части: передняя включает в себя 2 бегунковых оси и 3 цепных, а задняя – 3 движущих и 2 поддерживающих оси. Паровоз такого типа считается сочлененным – т. е. передняя группа 2-3-0+0-3-2 располагается на одной телеге, а задняя – на центральной раме.
Впервые паровоз 2-3-0+0-3-2 появился на путях в 1936 году, поражал своими размерами. Является одним из самых больших своего типа (увы, но информации о длине паровоза нет). До наших дней сохранились всего 2 паровоза подобного типа: один стоит на стоянке в Небраске, а другой продолжает колесить по железнодорожным путям – это UP 3985, общая длина которого 37,19 м.
9. Allegheny
Модель паровоза Allegheny выполнена из металла, особое внимание инженеры уделили деталям. Не сказать, что этот паровоз самый большой, а вот что самый мощный – уверенно. Он имеет машину двойного расширения. Локомотивы этого класса были самыми тяжелыми и мощными из когда-либо построенных.
Сегодня все экземпляры Allegheny находятся в музее – прокатиться на таком паровозе не получится. Паровоз этого типа не был предназначен для простых смертных – он выпускался специально для работы в горах Аллеганы. Выпускался с 1941 по 1944 год. Паровозы этого типа назывались инженерным чудом.
8. Virginian EL-2B
Паровоз данного типа колесил по железнодорожным путям в 1948 году. Пронумерованные 125-128 – паровозы представляли собой самые большие, двухблочные электровозы, использовавшиеся в Северной Америке. Сейчас Virginian EL-2B нет в эксплуатации, они были сняты, увы, на них даже нельзя посмотреть.
Virginian EL-2B были проданы на металлолом. Ни один из построенных паровозов данного типа не сохранился до наших дней. Длина паровоза составляла 150 футов и 8 дюймов, а весил локомотив 1 033 832 фунта. Максимальная скорость паровоза составляла 50 миль в час (80 км/ч). Прекратил свое прямое назначение в 1959 году.
7. ИС20-16
Советский паровоз ИС20-16 – модель, конечно, достаточно интересная! Он разгонялся до 180 км/ч, его эксплуатация началась в 1932 году, он стал более совершенной машиной на путях. За его мощность отвечали до 3,2 тыс. л. с. Но даже этого оказалось недостаточно для вождения тяжелых составов с большой скоростью.
ИС20-16 имел капот с обтекаемой формой. Особенностью паровоза стали большие колеса (2200 мм). Паровозами данного типа занимался Коломенский завод – каждый из них собирался из специально спроектированных деталей. Большую роль паровоз сыграл во время Великой Отечественной – он разгонялся тогда до немыслимых к тому времени скоростей.
6. АА
Паровоз данного типа был построен в 1934 году, его длина составляет 20 655 мм. Был широко распространен в советское время – это единственный локомотив с 7-ю движущимися осями в одной жесткой раме. Скорость паровоза составляет 70 км/час. Кстати, в переводе название АА означает «Андрей Андреев».
Масса паровоза составляет 208 тонн. Во время тестирования ему было трудно делать повороты, а в довершение ко всему своей массой он проломил железнодорожное полотно. АА долго на запасных заводских путях не простоял – паровоз «прожил» с 1935 по 1960 год, а после его пустили на металлолом.
5. П38
Американская модель П38 прижилась в советском союзе. Конверсия была реализована совершенно случайно. Модель представляет собой аналог американского класса Yellowstone. Серия выпускалась в СССР с 1954 по 1955 год, состоял из 4 грузовых паровозов. Внешне гигант выглядит очень красиво – похож на американские паровозы.
Кроме того, что П38 считается одним из самых больших, его еще вполне можно наделить званием «Самый тяжелый в истории советского паровозостроения». Дизайн был определенно его главной изюминкой. Его проектировкой занимались на Коломенском заводе. Был еще один тип поменьше – это П34, но в серию его почему-то не занесли.
4. BR-05
Паровоз 1936 года выпуска – немецкая модель, вызывающая уважение. BR-05 – скоростной пассажирский паровоз, предназначенный для экспресс-поездов. Локомотив 1936 года установил мировой рекорд скорости для транспортных рельсовых средств, показывая отметку 200,4 км/ч. Этот паровоз и в наши дни остается одним из самых быстрых.
Паровоз BR-05, несомненно, привлекает внимание яркой расцветкой – он красный в футуристическом стиле, любители делать фото захотели бы использовать его в качестве фона! На сегодня сохранилась только одна модель паровозов BR-05, но на нем не покатаешься. Он находится в музее Нюрнберга, посмотреть на него могут все желающие.
3. Я-01
Паровоз длиной 31,1 м был собран в Ленинграде в 1933 году на Пролетарском заводе. После постройки его отправили тестировать на железную дорогу в Перми – Я-01 «съедал» больше топлива, чем другие паровозы, но, помимо этого, были и другие недостатки, не позволяющие ему закрепиться в железнодорожном транспорте.
Я-01 получился слишком длинным и не мог вмещаться в повороты, а также в здания депо. После нескольких испытаний паровоз прибыл на железнодорожные пути Восточной Сибири, но не прижился и там, его списали в 1957 году. В то время на железных дорогах советского союза это был единственный паровоз, чья ходовая часть состояла из 2 и более экипажей.
2. Big Engine
Big Engine создавался в экспериментальных целях, был сконструирован в 1939 году. При постройке инженеры использовали современные дизайнерские решения и достижения в области техники. Аналогов паровоза нет – он был построен в единственном числе и представлен на Нью-Йоркской выставке.
Эскиз этого гиганта часто использовали для рекламы. Постройка Big Engine вылилась в крупную сумму – в 670 000 $, зато в мире появился самый большой паровоз в истории! Его длина составляет 23 700 мм, а мощность 7200 л. с. Инженером этого удивительного паровоза стал Ральф Джонсон, а за дизайн отвечал Раймонд Лоуи.
1. Big Boy
Завершает нашу подборку самый большой паровоз – Big Boy. Он строился с1941 по 1944 год на заводе ALCO. Паровозы Big Boy являются самыми большими в мире (длина с тендером больше 40 м), а их локомотивы – самыми тяжелыми. В настоящее время локомотив 4023 представляет собой памятник паровозам – он стоит в Омахе.
Долго в эксплуатации паровоз не пробыл – его сняли в 1957 году, т. к. цена на уголь сильно поднялась. Всего было выпущено таких 25 паровозов – 8 из них сохранились, а 2 даже можно восстановить до рабочего состояния. Скорость составляет 128,75 км/ч, а тип паровоза помечен как грузовой.
top10a.ru