Психологические стереотипы и убеждения, которые мы считали непреложной истиной, а они оказались ошибкой. Мы привыкли к таким понятиям из области психологии, как «кризис среднего возраста» или «стокгольмский синдром», и с понимающим видом киваем головой, когда встречаемся в жизни с этими явлениями. Но мы даже не догадываемся, что множество устоявшихся стереотипных представлений давным-давно устарели и ничем не подтверждаются в среде ученых.
Например, что вы скажете о том, что наш мозг, оказывается, не содержит 90% «спящих» нейронов, а на самом деле работает во всю свою мощь? Или то, что чаще всего язву вызывает бактерия, а не стресс? Мы провели небольшое исследование, в результате которого выяснили, что в мире психологии полно укоренившихся заблуждений и убеждений.
1. Стокгольмский синдром
Словосочетание «стокгольмский синдром» обычно используется для описания внутреннего состояния кого-то, кто находится в плену (метафорически или буквально) и проявляет сочувствие к своему похитителю. Но, несмотря на название, звучащее по-медицински, это никогда не считалось психическим заболеванием. У него нет диагностических критериев, и этот ярлык чаще используется средствами массовой информации, чем психологами.
Здание банка в Стокгольме, Швеция, в котором в 1973 году произошла попытка ограбления и захват заложников
Термин «стокгольмский синдром» первоначально был придуман для Кристин Энмарк, которая вместе с другими была взята в заложники в банке. Она рассказала, что во время и после окончания этой ситуации доверяла похитителям и считала, что они не причинят вреда ей и другим заложникам, но боялась, что полиция начнет штурмовать здание и убьет людей.
Переговорщик по захвату заложников, который никогда не разговаривал с Энмарк, сообщил СМИ, что критика со стороны Энмарк действий полиции, должно быть, была вызвана тем, что она эмоционально или сексуально привязалась к своим похитителям.
2. Кризис среднего возраста
Представление о том, что мужчина разводится, приобретает крутую спортивную машину и новую подружку, когда ему исполняется 40 лет, – это образ поп-культуры, но он не основан на каком-то неизбежном психологическом «кризисе», который наступает в среднем возрасте.
Фрейдисты предполагали, что в среднем возрасте мы начинаем думать о смерти и пытаемся заново открыть для себя нашу молодость. Но современные психологи говорят, что люди в среднем возрасте, как правило, более счастливы и стабильны, не говоря уже о том, что им особо некогда переживать, так как они под завязку загружены семейными и рабочими обязанностями.
Когда кто-то покупает дорогую и модную машину в этом возрасте, то более вероятно, что он наконец смог позволить себе машину, о которой всегда мечтал, а не то, что он сделал разворот в своих интересах из-за «кризиса».
3. Уверенная поза
Согласно докладу TED 2012 года, уверенное положение тела повышает уровень тестостерона, снижает уровень кортизола и в целом может изменить вашу жизнь. Если вы когда-нибудь стояли перед зеркалом, расправив плечи и вперив взгляд в свое отражение, визуализируя уверенность перед тем, как идти на собеседование, то, возможно, это вам в итоге помогло. Но, вероятно, не из-за каких-то особых эффектов, которые поза оказывает на ваше тело.
Это мнение было основано на исследовании о влиянии позы и взгляда, демонстрирующих силу, на ситуацию и исход дела. Но более поздние исследования не смогли воспроизвести влияние движений тела на гормоны. Неясно, привели ли позы к изменениям в поведении – например, к способности дольше выполнять задачу, – исследования дали неоднозначные результаты.
Ученый, выступивший с докладом на TED, в дальнейшем написала, что больше не изучает силовые позы и не преподает в этом направлении, сказав: «Я не думаю, что эффект реален».
4. Выпустить эмоции
Идея гневно поругаться с другом или вдоволь поплакать, пока вы утопаете в своей печали, может показаться хорошим способом высвободить эмоции. Но хотя эмоции можно выразить, они, на самом деле, не «закупориваются», если вы их не «выпускаете», и не «высвобождаются», когда вы наконец говорите о них.
Исследования по выплескиванию гнева показали, что люди злятся даже больше, а не меньше, когда они пишут на бумаге свои гневные разглагольствования или бьют по мешку с песком, думая при этом о человеке, на которого злятся.
Более того, чтение затем этих разглагольствований заставляет людей чувствовать себя еще более злыми. Поэтому если вы ищете способ рассеять злость и ненависть, попробуйте советы по управлению гневом, такие как расслабление или ведение дневника – для того, чтобы исследовать свои чувства, а не просто выражать их.
5. Использование только 10% нашего мозга
кадр из фильма "Люси"
Если бы мы использовали только 10% нашего мозга, зачем вообще нужны остальные 90%? Мало того, что этот стереотип неточен, он даже не взят из устаревшего исследования. По-видимому, его придумали в 1920-х годах авторы книг о самопомощи, которые любили утверждать, что большинство из нас никогда не раскрывает полностью свой умственный потенциал (что бы это ни значило).
Фактическая наука о мозге довольно ясно показала, что каждая часть нашего мозга активна (хотя, возможно, не все его части одновременно). Так что не похоже, чтобы там была скрытая сокровищница нейронов, которые просто спят и ждут, чтобы их использовали.
Тезис о скрытых возможностях мозга – это, скорее, метафорически выраженное мнение, что мы способны на большее количество мыслей и навыков, чем у нас есть в настоящее время. Это просто еще один способ сказать, что люди могут учиться чему-то новому, но это все уже знают и так!
6. Стресс вызывает язву
Общеизвестно, что стрессовая жизнь может вызвать у человека язву желудка. Хотя стресс может сделать нас более восприимчивыми к болезням в целом, когда-то считалось, что язвы связаны с подавленными желаниями, которые мы холили и лелеяли.
На самом деле язва желудка вызывается бактериями (Helicobacter pylori) и лечится антибиотиками. Известно, что врач Барри Маршалл выпил пузырек с бактериями, вызвал у себя язву и потом вылечил ее, за что и получил Нобелевскую премию по медицине вместе со своим сотрудником.
7. Стили обучения
Вы – визуальный ученик, которому нужно видеть вещи? Кинестетический ученик, которому нужно отыграть или прочувствовать новую идею? Извините, но у нас нет врожденных «обучающихся типов», которые бы так конкретно работали.
Если бы эти стили обучения были реальными, можно было бы ожидать, что визуалы лучше справятся с визуальным обучением и хуже – с помощью аудиальных или кинестетических уроков. Но исследования постоянно показывают, что мы все можем учиться с помощью различных средств независимо от того, к какому типу учеников относимся.
8. Стремление к чистоте – это не обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) существует, но, на самом деле, не оно – причина того, что вы тщательно соблюдаете чистоту на рабочем столе. Это состояние психики, при котором у вас возникают навязчивые нежелательные мысли (обсессия) и вы совершаете действия (компульсии), чтобы справиться с этими мыслями.
Иногда компульсии включают мытье рук или раскладывание вещей в определенном порядке, но стремление к чистоте – это не ОКР, а ОКР не всегда связано с чистотой.
Например, многие люди с обсессивно-компульсивным расстройством склонны к накопительству и захламляют дома.
9. Использование силы воли
Когда-то была модна идея, что сила воли конечна и что вы можете полностью расходовать ее. Если будете отказывать себе в достаточном количестве вещей, то к концу дня уже не сможете сопротивляться никакому соблазну.
Но эта идея не подтвердилась дальнейшими исследованиями. Некоторые эксперименты показывают, что сила воли людей может быть истощена; другие не находят такого эффекта. Скорее всего, сила воли – это броское название для «неделания», а не твердое психологическое понятие, живущее в мозгу.
10. Менталитет толпы или психология масс
Склонны ли толпы людей к насилию? Это устойчивый миф, но нет никаких оснований полагать, что это правда. Конечно, были толпы, которые действовали агрессивно – например, во время беспорядков или политических восстаний. Но также было много толп, которые протестовали ненасильственно или защищали своих членов от вреда.
Читая историю идеи «менталитета толпы», кажется, что люди, находящиеся у власти, выбирали, на кого возложить вину в агрессии: не на оправданное недовольство восставших людей, а на то, что их побуждала к действию сама ситуация, в которой они находились в толпе.
11. Правило 10 000 часов
Идея о том, что для освоения любого предмета требуется 10 000 часов, была популяризирована в книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» Малколма Гладуэлла. Данные были получены из исследования скрипачей и подкреплены несколькими историями о других музыкантах (видите ли, «Битлз» проводили много времени, играя вместе).
Но такого правила, на самом деле, нет. Для освоения разных предметов требуется разное количество времени, и в любом случае мастерство не так просто определить.
И хотя люди, которые хороши в чем-то, как правило, тратят много времени на практику, нет никакой гарантии, что практика – это единственное, что вам нужно, чтобы стать великим в своей области. Более поздние исследования, в том числе в отношении скрипачей, показали, что практика так же важна, как и следовало ожидать, но это далеко не единственный определяющий фактор.
12. Твердый характер
кадр из фильма "Вероника Марс"
Выдержка или стремление упорствовать, несмотря на неудачи, является любимым предметом в педагогическом мире. Дело не в том, что упорства не существует – мы определенно можем описать эту черту в других или в себе. Но есть популярная идея, что настойчивость – это самое важное и что именно она определяет разницу между отстающими и лучшими учениками.
Это, конечно, сильное упрощение. Во-первых, мы должны спросить себя, какие препятствия мы ставим на пути учеников, что им нужно так много мужества, чтобы преодолеть их. Педагоги отмечают, что легче сказать, что с учеником что-то не так (недостаточно упорства), чем исправить проблемы, с которыми он действительно сталкивается.
И даже когда мы рассматриваем упорство с точки зрения личных качеств «большинство людей проявляют настойчивость не потому, что у них это отлично получается. Они проявляют настойчивость потому, что нашли то, во что стоит инвестировать время и усилия».
Обложка: 1Gai.Ru / shutterstock.com / shutterstock.com
Источник статьи: Stockholm Syndrome, Midlife Crises, and 10 More Suss 'Phenomena' in Pop Psychology
Источник: https://1gai.ru/
Источник статьи: Stockholm Syndrome, Midlife Crises, and 10 More Suss 'Phenomena' in Pop Psychology
Источник: https://1gai.ru/