Индийские культовые сооружения — это особенная сказка. Стоит только вспомнить Храм Акшардхам (Akshardham Temple) или Майсурский дворец. Ну, а кто видел Пещеры Бхаджа (BHAJA CAVES) или Храм Минакши Амман не особенно то удивятся.
Хотя если вы проедете вдоль оживлённой дороги в центре города Джунагадх (Junagadh) то увидите одну из малоизвестных индийских, но, тем не менее, потрясающих архитектурных сооружений. Превосходная смесь готики и исламского орнамента, комплекс Махабат Макбара (Mahabat Maqbara) остаётся одной из наиболее сохранившихся индийских тайн.
Его история теряется в глубине веков, чему свидетельство — большой камень с выгравированными эдиктами императора Ашоки (III век до н.э.) и поздних правителей, таких, как Рудрадаман (II век н.э.). Если про эдикты Ашоки знают многие, то про Рудрадамана не все, а ведь он прекрасно владел мечом, был отличным всадником, умел скакать на колесницах и восседать на слонах и, кроме того, писал прозу на «ясном и сладостном» языке — классическом санскрите.
Афганская династия Баби обосновалась в южной части Гуджарата в начале XVIII столетия, но лишь в конце следующего века правители Джунагара смогли выстроить амбициозные и оригинальные в архитектурном отношении гробницы для членов королевской семьи.
Есть мнение, что строительство макбар (усыпальниц) финансировалось на доходы от транзитной торговли, которая тогда меняла направление — вместо сухопутных путей через Иран на Ближний Восток товары из Раджастана и северной Индии стали везти через порты Гуджарата, так как с открытием Суэцкого канала морской путь в Европу стал дешевле.
Эпоха процветания совпала с долгим правлением Махабат-хана II (1851-1882), который с помощью своего премьер-министра Дивана Амарсинхджи построил множество публичных зданий в городе, от школ и госпиталей до судов и рынков, причем архитектура многих зданий была уникальной, с использованием готического венецианского стиля.
В таком же эклектическом стиле, смеси индо-сарацинского с готико-венецианским построен мавзолей самого Махабат-хана II, эту гробницу строил все десятилетнее царствование его старший сын Бахадур-хан III (1882-1892). Здание усыпальницы с готическими окнами увенчано крышей с мириадой луковичных куполов разных размеров, самый большой — разумеется, центральный купол. Купола создают впечатление капелек каменного дождя, застывших на крыше.
К северу от Махабат-макбары гробница поменьше принадлежит визирю Бахауддин Бару, еще одному премьер-министру Махабат-хана II. Ее также закончили в 1882 году, хотя начали строить в 1878. Минареты по бокам от этой усыпальницы опоясаны лестницей в виде спирали, что придает структуре сказочный вид.
Ключи от усыпальниц хранятся в мечети Джама Масжид сразу к югу от Махабат-макбары, но главное в мавзолеях — внешний вид, и их можно разглядывать с улицы из-за низенькой каменной ограды. Минареты мечети также опоясаны спиралевидными лестницами для муэдзинов.
Это поразительное сооружение, которое вы видите на фото, является мавзолеем визира Бахадуддинбая Хасейнбая (Bahaduddinbhai Hasainbhai), одного из главных аристократов при дворе Наваба Махабат Хана II Джунагадха. Строительство комплекса с жёлтыми стенами было начато в 1878 году Махабатом Ханжи (Mahabat Khanji), а завершено в 1892 году его преемником Бахадуром Ханжи (Bahadur Khanji).
Кульминацией нескольких десятков лет работы стали сложные резные внутренние и внешние фасады, прекрасные арки, окна во французском стиле, колонны и великолепные серебряные дверные проёмы. На соседней мечети каждый минарет сверху вниз окружён спиралевидными лестницами. Оба сооружения увенчаны характерными крышами-»луковицами».