Статистика, которая, которая, как известно, знает все, утверждает, что в настоящее время на нашей планете проживает около 47 000 000 человек, чье состояние превышает один миллион долларов. Свои капиталы они сколотили самыми разными путями. Кто-то удачно инвестировал в добычу полезных ископаемых, другие в недвижимость, третьи — в банковскую сферу. А вот Генри Ромейке (1855 — 1903) свои деньги, причем немалые, заработал на вырезках из газет. Причем, пришел он в этот бизнес случайно.
Генри Ромейке родился в 1855 году в городе Мемель (сейчас — Клайпеда. По семейным преданиям, основателем их рода был Гурий Олехнович Ромейко, который в XVI веке являлся смоленским наместником в Витебском воеводстве. Но даже принадлежность к такому древнему роду, который к XIX веку уже увядал, не избавляла Генри от необходимости с юных лет думать о том, как заработать себе на хлеб. Уже в пятнадцатилетнем возрасте он торговал галантереей в Берлине.
Европа в то время испытывала большие экономические трудности, многим приходилось в поисках работы переезжать из одной страны в другую. Так в 1879 году 24-летний Генри Ромейке оказался в Париже. В один прекрасный, как потом оказалось, день он подошел к газетному киоску и заметил, что покупатель отдал продавщице целых десять франков за несколько газет и ушел, не дожидаясь сдачи. А сумма для того времени была солидная.
Из разговора с работницей киоска Ромейке узнал, что покупателем был известный художник, а интересовали его только те газеты, в которых сообщалось о выставке его картин. Женщина тщательно просматривала свежие газеты, откладывая нужные. Ну а благодарный покупатель платил за них гораздо дороже установленной цены. Так у Ромейке появилась идея — продавать нужную информацию.
Он также начал просматривать газеты, вырезать из них статьи, которые сортировал по темам. Прошло немного времени и на этот необычный товар появились покупатели. Правда, всю работу Ромейке в то время выполнял один, времени приходилось тратить много, а доходы были небольшими.
Через пару лет Генри задумался о расширении бизнеса. Он узнал, что у компании Curtice, которая занималась оптовой продажей газет, остается большое количество нереализованных экземпляров, которые можно приобрести за минимальную плату. В то время уже многие известные люди знали о бюро Ромейке и охотно пользовались его услугами.
Ассортимент предлагаемых материалов у Ромейке постоянно увеличивался. Он собирал подборки статей не только об публичных личностях, но и о новых изобретениях, открытии предприятий и отелей, о ценах на интересующие товары в разных странах мира и так далее.
В 1886 году Ромейке покинул Европу и уехал в США. Филиалы его бюро открывались в самых разных странах. Сотни сотрудников внимательно просматривали печатные издания, вырезали нужное и предлагали заинтересованным клиентам. Еженедельно бюро Ромейке продавало до 30 000 газетных вырезок. Но, случались и огромные заказы. Например, к 200-летию со дня рождения Джорджа Вашингтона комиссия по организации торжеств оптом приобрела 76206 вырезок, заплатив за каждую по 4 цента.
Отбор в бюро Генри Ромейке был строгим, но желающих работать у него было много. Достаточно сказать, что прошедшие испытательный срок получали солидную для конца XIX века заработную плату — 20 долларов в неделю. Общее количество тем, на которые бюро Ромейке собирало досье, достигало 7 000.
К сожалению, подробных сведений о жизни Генри Ромейке сохранилось немного. Известно, что умер родоначальник мониторинга СМИ в 1903 году, а в газете «Нью-Йорк Таймс» был опубликован некролог. Ромейке не только создал новый вид бизнеса, но и долгие годы оставался в нем лидером.
В 1901 году бюро газетных вырезок было открыто и в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Называлась эта контора «Общество трудовой помощи образованным лицам». Любой желающий мог заказать статьи на интересующие темы, внеся задаток в 1 рубль. После этого он регулярно получал по почте материал, оплачивая дополнительно за каждую статью от 5 до 13 копеек.