Что было в начале
1. Вначале изобретатель дизельного двигателя хотел использовать в качестве топлива угольную пыль. В то время в Германии было много угля и катастрофически не хватало нефти. Но в процессе стало ясно, что это не сработает. Рудольф Дизель так и не смог придумать, как подавать угольную пыль в цилиндры. Он сделал выбор в пользу нефтепродуктов, чем разочаровал и разозлил немецких промышленников.
Альтернатива дизельному топливу
2. Ученые изобрели недорогой способ изготовления домашнего дизельного топлива. Основные ингредиенты: спирт, дистиллированная вода, растительное масло, немного щелочи и метанол. Некоторые водители идут на риск и заправляют им свои автомобили.
3. Copaifera langsdorffii — «парафиновое дерево» из Бразилии. Одно такое дерево производит достаточно смолы для изготовления 50 литров дизельного топлива в течение года.
4. Ученые из Массачусетса (США) вывели бактерии, которые производят дизельное топливо. Это генетически модифицированные организмы из класса цианобактерий. Ученым понадобились только солнечная энергия, CO2 и вода. Однако количество этого биотоплива настолько ничтожно, что человечество вряд ли сможет его использовать.
5. Во всем мире предпринимались активные попытки создать биотопливо из опилок, морских водорослей, апельсиновых корок, кофейной гущи и даже крокодильего жира. Все эти ингредиенты смешиваются с побочными продуктами нефтепереработки, а затем из полученной массы производится «зеленое» дизельное топливо. Вопрос в том, насколько эффективным он будет? И сможет ли он в будущем заменить высококачественный нефтепродукт?
6. Для электроприборов или машин, которые должны работать 24 часа в сутки, дизельный генератор может стать бесценным источником энергии. Это позволяет значительно сэкономить на эксплуатационных расходах.
Солярка - это не "дизель"
7. Называть ДТ соляркой неграмотно, хотя в разговорной речи термин хорошо прижился. Но дело в том, что дизельное топливо содержит не только соляровые фракции — еще есть газойлевые и керосиновые. А названия «соляр» или «солярка» происходят от немецкого Solar?l — «солнечное масло»: так когда-то называли образующуюся при перегонке нефти более тяжелую фракцию желтоватого оттенка. Сегодня солярка — это отдельный вид топлива, применяющийся разве что в тихоходных тракторах: в современном автомобиле оно не используется.
Научные факты
8. В пожарном отношении дизельное топливо менее опасно, чем бензин по причине более низкой испаряемости. А именно - температура вспышки паров дизельного топлива составляет от 52 до 96 ?С. Тем не менее, как известно, одним из достоинств советских танков Т-34 было использование дизтоплива вместо бензина, что существенно снижало их пожароопасность.
В то же время у солярки выше полнота сгорания. Дизтопливо при сгорании дает на 15% больше энергии, чем бензин. Иными словами, дизельному мотору не приходится "подливать" горючего для создания идеальной смеси, как это происходит с бензиновыми ДВС. Дизель впрыскивает топлива ровно столько, сколько требуется на преодоление сил трения. На практике это дает уменьшение расхода топлива на холостом ходу до трех раз по отношению к бензину.
9. Топливная смесь в дизельном моторе воспламеняется и отдает энергию в тот момент, когда соединяется с воздухом, сжатым в цилиндрах под высоким давлением. Бензин же загорается и дает энергию в тот момент, когда к нему направляется искра от свечей.
Соответственно, в дизельном двигателе в теории можно было бы обойтись без свечей. Однако эти детали в агрегатах на тяжелом топливе все же применяются. Только речь идет не о свечах зажигания, а о свечах накаливания, нагревательных элементах, которые в считанные секунды раскаляют воздух вокруг себя до температуры до 1000 градусов и выше.
Первый автомобиль на "дизеле"
10. Первым автомобилем, который ездил на дизельном топливе, стала модель Auburn с мотором Cummins, который был собран в далеком 1935 году.
Серийным же стал легендарный Mercedes-Benz 260 D, мощностью 45 л.с., 1936 года выпуска. Стоимость такой немецкой машины составляла на то время 6800 рейхсмарок.