Согласно древним преданиям, хидаругами — это души людей, умерших от голода или жажды и не похороненных в соответствии с синтоистскими ритуалами. Японцы верили, что если человек бесследно пропал в горах, то он превратился в «голодного бога», пополнив бесчисленную армию ужасных, вечно ищущих пищу духов.
Эти духи бесконечно рыщут по отдаленным от деревень и городов горным районам, в поиске жертвы, с которой можно разделить неистребимое чувство голода. Чаще всего жертвами хидурагами становятся одинокие путники. Обычно человека перед нападением духа охватывало совершенно неожиданное и невероятное чувство голода.
Следующей стадией становится невероятная усталость, охватывающая путника, из-за которой ему становится тяжело передвигаться. Обессиленный человек опускается на землю, плохо соображая, что происходит, и оказываются в полной власти «голодного бога» или даже целой шайки духов.
В тот момент, пока жертва хидурагами еще находится в сознании, ей можно помочь. Для этого нужно всего лишь быстро дать человеку немного еды, чтобы заглушить неестественный голод, вызванный призраками. Говорили, что для этого вполне достаточно нескольких рисовых зерен, но часто ли бывает так, что одинокий путник дождется подмоги?
Человек, которому вовремя не помогли, полностью подпадал под власть призраков и бесследно исчезал, съеденный без остатка сворой алчных демонов. Его же душа пополняла ряды хидурагами и сама становилась серьезным источником опасности для путешественников.
Японцы верили, что больше всего рискуют оказаться во власти «голодных богов» люди, путешествующие на пустой желудок. Поэтому, прежде чем отправиться в путь, рассудительные японцы хорошенько подкреплялись и брали с собой съестные припасы, даже если путь предстоял недолгий.
Интересно, но даже в наши дни японцы привычно берут с собой на прогулку в горы символическое количество пищи, как способ защиты от голодных духов. Многие из них даже не могут вразумительно объяснить, с чем связан этот обычай, но традиции остаются традициями.
Хидурагами в разных районах Японии отличаются друг от друга как поведением, так и своей демонической сутью. Например, на острове Хонсю их считают не бесплотными голодными призраками, а вполне материальными монстрами-зомби. Эти чудовища подкарауливают плохо кушающих японцев в горах, лесах и на берегу моря, внезапно набрасываются из укрытия и начинают грызть и пожирать.
В лучшем случае путник остается калекой, с изуродованным телом и погасшим рассудком, а в худшем — никто не узнает, почему путешественник не достиг конечной точки своего маршрута. От хидурагами острова Хонсю также спасает еда, только ее нужно бросить в сторону нападающих зомби. Обычно для этого использовали рисовые шарики — традиционное блюдо путешественников.
Вечно голодная нечисть не в силах игнорировать пищу и она тут же бросится ее собирать и поглощать. В это время путник сможет быстро удалиться, если ему хватит прыти. Как ни странно, но вполне серьезные документы 15-18 столетий неоднократно рассказывают нам о нападениях хидурагами на людей. Конечно, можно сослаться на бурную фантазию суеверных японцев, но, согласитесь, странно, когда такая история попадает в официальные отчеты полицейских чиновников.
Один из самых подробных случаев, описанных в бумагах, датируется 1736 годом, когда жертвой «голодных богов» едва не стал мужчина по имени Сенкичи. Он пересекал горную гряду по редко используемой тропе и неожиданно пропал. Обеспокоенные друзья отправились на поиски и спустя время привели Сенкичи в деревню.
Мужчина был очень напуган и долго не мог выговорить ни слова, а лишь вращал глазами и вскрикивал. Когда он успокоился, то поведал жуткую историю о столкновении с хидурагами в одном из уединенных ущелий. Спастись ему удалось, бросив призракам съестные припасы, и убежав без оглядки. Во время бегства бедняга заблудился и его нашли с большим трудом.
В том же 18 веке некий писарь деревенской управы зафиксировал историю мужчины по имени Мизуки Шигеру. Тому также не повезло встретить голодных духов на горной дороге. У Мизуки не было с собой рисовых шариков, а было только немного вареного риса в сумке. Он бросил его на землю, подальше от себя, и пока хидурагами с визгом дрались в пыли за рассыпанный рис, ему удалось сбежать.
Иногда в японских старинных книгах хидурагами называют словом «гаки», тибетского происхождения, означающем «голодный дух». Легенды об этой нечисти попали в Японию вместе с буддистскими монахами с материка, которые также знали толк в кошмарных тварях.
Гаки описывались как уродливые создания с деформированными головами, крошечными ртами-присосками и огромными раздутыми животами. Это низшее сословие в мире злых духов, вечно голодное и не брезгующее в поисках пищи даже фекалиями. При случае гаки могут напасть и на человека,ослабленного голодом или болезнью. Предания гласят, что в этих духов превращаются после смерти плохие, жадные и завистливые люди.
Многие японские путеводители и даже карты до начала 19 века выпускались с памяткой для путешественника, в которой настоятельно советовалось носить с собой еду для голодных горных духов. Легенды о «голодных богах» оказались настолько живучими, что в некоторых местностях жители с удовольствием покажут любопытному туристу места, где могут скрываться опасные призраки. Разумеется, сами они сопровождать гостя к опасному месту не станут.
Одно из таких место долгие столетия внушает страх сельским жителям префектуры Вакаяма. Там, между горами Окумотори и Шокумотори есть глубокий скальный грот, в котором, по преданию, живут злые духи. Можно встретить на горных дорогах Японии и небольшие святилища, возле которых путник может помолиться об удаче в пути, а если надо, то и спастись возле них от нападения агрессивной нечисти.
Некоторые этнографы считают, что предания о хидурагами ходят в регионах страны, когда-то сильно пострадавших от голода. Многие истории о хидурагами могли появиться из-за случаев каннибализма в отдаленных горных районах. Но эта версия не объясняет то, почему легенды о «голодных богах» популярны и в некоторых богатых районах, где о том, что такое голод, не слыхали столетиями.
Источник: https://bigpicture.ru/