С 1894-го и вплоть до 1914-го августейшее семейство имело наибольшую флотилию яхт среди всех монархов планеты. Суммарный тоннаж превышал соответствующие показатели крейсеров порт-артурской эскадры.
Легендарный «Штандарт» и высочайший уровень комфорта
Роскошь николаевского «Штандарта».
Самая большая и дорогая яхта Николая II носила имя «Штандарт». Судно, водоизмещением в 5,5 тонн, заложили в 1893-м в Дании. Яхта, разгонявшаяся до 22 узлов, фактически являлась крейсером. Отдельно нужно сказать о роскоши убранства. Покои императорской семьи неизменно обрамлялись цельным деревом, тисненой кожей или кретоном. В зависимости от назначения, оформление варьировалось от дуба с ясенем до клена с белым буком.
Помимо непосредственно транспортной роли, «Штандарт» выступал плавучим летним дворцом, способным принимать до 500 гостей. Громадная яхта показала свою надежность в водах Черного и Балтийского морей. На войну император свою любимицу посылать не стал, хотя всем было понятно, что в эскадре Рожественского скоростной крейсер подобных размеров не помешал бы.
В революцию «Штандарт» превратился в штаб Центробалта, а в 1933-м началась перестройка яхты в минзаг «Марти». Несмотря на солидный возраст, судно вышло сильным, получив мощные орудия. «Марти» успел повоевать в Зимнюю войну, прошел через Великую Отечественную, вывезя из одного только Ханко несколько тысяч человек, и в итоге стал гвардейским кораблем. С 1948-го «Штандарт» представлял собой плавказарму «Ока», а при Хрущеве был банально списан.
«Полярная звезда» Николая II
Николай II с президентом Феликсом Фором на борту
Вторая яхта «Полярная звезда», скромнее уровнем «Штандарта», родилась на Балтийском судостроительном в 1888-м. На воду судно спускали в торжественной обстановке на виду у императорской четы и представителей Морского министерства. В 1891-м «Полярную звезду» приняли в Балтийский флот и причислили к Гвардейскому экипажу. Численность экипажа составляла 349 человек, отдельной строкой шла прислуга в размере полусотни человек. По уровню комфорта и художественной ценности императорские покои не уступали дворцовым.
Обшивка стен и каютная мебель изготавливались под заказ на петербургской фабрике А. Ф. Свирского. На борту была оборудована церковь и даже коровник. А коровнице предполагалась отдельная каюта. Царская чета использовала «Полярную звезду» вплоть до трагичного отречения. В 1905-м на борту подписали Бьеркский договор германского императора Вильгельма II и Николая II.
С 1920-го судно находилось на консервации. В 30-е «Полярную звезду» переоборудовали в плавучую базу подлодок, а паровые машины сменили на дизели. В августе 1936-го на яхте подняли советский флаг. В Зимнюю войну яхта служила плавбазой подводных лодок, дислоцируясь в таллинской гавани и обеспечивая выход подлодок на боевые задания.
Летом 1941-го перешла в Усть-Лугу, а потом и в Ленинград. В 1954-м бывшую романовскую яхту переоборудовали в плавказарму, а ещё спустя 7 лет превратили в мишень для ракетных испытаний. После очередных стрельб «Полярную звезду» затопили, и впоследствии пустили на слом.
Яхта царевича «Светлана»
«Светлана» и Цусимский бой.
Алексей Романов ощущал себя потенциально выдающимся моряком. И как представитель знатного рода, решил переплюнуть предшественников собственной яхтой. В 1897-м во Франции появился бронепалубный крейсер «Светлана». Судно водоизмещением в 4 тысячи тонн с бронепалубой в 25–50 мм все же назвали яхтой.
Личные апартаменты царевича располагались за 152-мм орудиями и состояли из холла, приемного салона, гостиной, рабочего кабинета и спальни. Европейцы не без оснований завидовали оснащению «недокрейсера». Португальская королевская чета осматривала «Светлану» 45 минут, не скрывали своего восторга и ведущие немецкие кораблестроители.
Несмотря на громадный потенциал, яхта использовалась исключительно плавсредством, катающим правящую династию по миру. Пассажирами круизного судна были Великий князь, Анастасия Михайловна, Владимир Александрович. «Светлана» ходила в Европу, Заполярье и присоединяла о-в Медвежий. Кроме того, судно было до зубов оснащено оружием, конвоируя незащищенные царские яхты.
Закончилась история «Светланы» печально. После включения в 1904-м в состав эскадры Рожественского экипажу яхты довелось сражаться в открытом морском бою. Получив подводную пробоину, «Светлана» осела под воду более, чем на метр. При попытке дойти в таком состоянии в безопасное место, экс-яхта оказалась под прицелом японского вражеского отряда и затонула. От множественных разрывов снарядов крейсер потерял около 170 человек, но честь не посрамил.
Мелкие яхты, потянувшие на миллионы госбюджета
Яхта-крейсер «Алмаз» в Крыму. /Фото: mif-mira.ru
Помимо ряда увесистых яхт, высочайшее семейство Российской империи имело в своем распоряжении, как минимум, дюжину более мелких: «Царевна», «Александрия», «Ангара», «Алмаз», «Держава» и другие. Яхты-крейсеры строились едва ли не для каждого царского родственника. В качестве собственности великого князя, генерал-адмирала Алексея Александровича, помимо «Светланы», появилось судно «Стрела» от 1890 года.
Для дальневосточного наместника адмирала Алексеева (внебрачный отпрыск Александра II) построили яхт-крейсер «Алмаз» в 3285 тонн водоизмещения. Когда прибытие «Алмаза» в Порт-Артур задержалось, Алексеев приказал перевезти туда очередной романовский крейсер «Ангару».
Этот корабль был в состоянии причинить японцам массу хлопот и успешно рейдерствовать в океане, оставшись он во Владивостоке. Необходимость такого количества роскошных судов, разумеется, оправдана не была. И большая их часть канули в Лету.
Источник: https://kulturologia.ru