Первый Христианский военный орден
Слева направо: Отправление в Первый крестовый поход, XIII век. \ Папа Урбан II, проповедующий Первый крестовый поход, в Великих хрониках Франции, освещённых Жаном Фуке, ок. 1455-60 гг.
XI и XII века в Западной Европе были временем эволюции христианства. Христианское монашество распространилось с созданием новых религиозных орденов, и многочисленные паломники отправились по опасному пути в Иерусалим и Святую Землю, одном из самых важных паломничеств в Средние века. Это путешествие длилось несколько лет, и паломники прошли более двенадцати тысяч километров, включая обратный путь. Многие паломники не пережили всего путешествия.
Слева направо: Готфрид Бульонский. \ Памятник Готфриду Бульонскому установлен на Королевской
площади в Брюсселе 15 августа 1848 года.
площади в Брюсселе 15 августа 1848 года.
В связи с этим Папа Урбан II призвал западных лидеров взяться за оружие, защитить паломников и освободить Иерусалим и Святую Землю от исламского правления. В результате начался Первый крестовый поход, и Готфрид Бульонский и его люди захватили город Иерусалим в 1099 году. В 1120 году, примерно во время Совета в Наблусе (к северу от Иерусалима), небольшая группа мирян основала новый орден: Бедных соратников Христа и Храма Соломона, сегодня наиболее известных как рыцари-тамплиеры, или тамплиеры. В немногих письменных документах о создании групп упоминается девять рыцарей, лидером которых является Хью де Пейон (Гуго де Пейн, Хью де Пейн).
Хью де Пейон.
Хью и другие, вероятно рыцари, были связаны с канонами Гроба Господня, самого могущественного христианского ордена в Иерусалиме, созданного Готфридом Бульонским, лидером Первого крестового похода. Сам Хью жил среди других светских рыцарей, которые остались в Иерусалиме и других частях Аутремера после Первого крестового похода.
Тамплиеры решили служить и защищать своё недавно приобретенное владение - Гроб Господень. Хотя эти люди были частью мирской общины, они были глубоко религиозны и служили Церкви. Другие рыцари и лорды вскоре присоединились к небольшому сообществу.
Новая форма религиозной жизни
Возможная реконструкция Храма Соломона (два медных столба на входе — Иахин и Воаз). \ Фото: twitter.com.
Между другими формами религиозной жизни и орденом Храма Соломона существовало сходство. Рыцари-тамплиеры следовали правилам и подчинялись приказам мастера.Вдобавок ко всему, они дали обеты целомудрия, бедности и послушания. Однако, создавая Орден Христа (Militia Christi), рыцари хотели быть полностью независимыми от канонов Гроба Господня и любых других религиозных орденов. В отличие от канонов, их первая миссия была военной. Они создали этот автономный орден для защиты западных паломников на пути в Иерусалим и за его пределы (четыре государства, созданные после Первого крестового похода в Леванте). Сочетание благочестивого существования с рыцарством представляло собой новую форму религиозной жизни. Орден Храма Соломона был первым обществом, которое приветствовало мирян и предложило им возможность служить Богу, не удаляясь от мира.
Солдат ордена Храма Соломона. \ Фото: wordpress.com.
Орден Храма Соломона
Слева направо: Снаряжение рыцарей тамплиеров. \ Рыцари тамплиеры.
Чтобы выжить, вновь созданному Ордену Храму Соломона пришлось обратиться за поддержкой к выдающимся личностям. Балдуин II, король Иерусалима, поддержал орден и предоставил рыцарям часть своего дворца в Иерусалиме. Дворец располагался на Храмовой горе и совпадал или находился рядом (источники расходятся во мнениях) с мечетью Аль-Акса. После Первого крестового похода мечеть была превращена в королевский дворец, названный Храмом Соломона в честь разрушенного Первого храма царя Соломона. Когда рыцари останавливались в храме Соломона, люди называли их «тамплиерами».
Взятие Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099 года, Эмиль Синьоль , 1847 год. \ Фото: yahweh7day.com.
Тем не менее, как орден, они также должны были быть признаны папой римским. Первый великий магистр ордена тамплиеров Хью де Пейен покинул Иерусалим летом 1127 года вместе с пятью другими рыцарями, чтобы отправиться в Европу и заручиться поддержкой папы Гонория II. Группа из шести рыцарей также путешествовала по нескольким регионам Франции и пересекла Ла-Манш, чтобы добраться сначала до Англии, а затем до Шотландии. Их целью было получить признание, собрать средства и набрать новых людей. Точно так же новые члены ордена отправились на Пиренейский полуостров.
Бернар из Клерво, Жаном Эй и Жаном Пишором, Жан Эй и Жан Пишор, ок. 1510 года. \ Фото: google.com.
Хью также обратился за помощью к Бернарду Клервоскому, аббату, реформатору религиозной жизни и лидеру ордена цистерцианцев. Бернард согласился поддержать тамплиеров и написал короткий договор, Книгу для рыцарей Храма, в честь нового рыцарства. Бернард называл тамплиеров «moine-soldat», что означает «монахи-воины», подчёркивая два ключевых аспекта ордена — молитву и борьбу.
Папа Гонорий II, предоставляющий официальное признание ордену Тамплиеров, Франсуа Мариус Гранье. \ Фото: wikipedia.org.
После поддержки Бернарда легат папы Гонория II признал орден тамплиеров религиозным орденом, следуя правилу, принятому на Совете в Труа в 1129 году. В 1139 году, через десять лет после первого папского признания, папа Иннокентий II издал папскую буллу, которая установила привилегии тамплиеров. Папская булла гласила, что рыцари-тамплиеры подчинялись только папским приказам. Он также предоставил им папскую защиту и право иметь собственных священников и выбирать своего Великого магистра, оставаясь мирянами.
Жизнь тамплиеров
Слева направо: Жак де Моле, великий магистр ордена тамплиеров. \ Опознавательным знаком тамплиеров был белый плащ с красным крестом.
Постепенно Орден Храма Соломона стал могущественным и популярным орденом. Куда бы они ни направлялись, местное население оказывало им тёплый приём. Будь то богатые или бедные, все могли присоединиться к ордену, способствуя его растущей популярности.
Поскольку они были солдатами, рыцари не следовали правилам, столь же строгим, как другие ордена. Им нужно было быть сильными, чтобы сражаться, и они постились реже, чем другие монахи. Они также тратили меньше времени на молитвы. Вместо этого они практиковали свои боевые навыки и выполняли миссии по защите важнейших проходов на дороге в Иерусалим. Поскольку орден получил много пожертвований, а также имущество и землю своих новых членов, они также выполняли другие задачи, такие как управление землёй и торговлей.
Тевтонский орден. \ Фото: pinterest.fr.
Несмотря на то, что и дворяне, и крестьяне вступали в орден, у них были разные должности в соответствии с их рангом. Рыцари, дворяне, были одеты в знаменитые белые плащи, в то время как крестьяне носили чёрные или цветные плащи. Тем не менее, все они носили красный крест, символизирующий жертву Христа.
Рыцари-тамплиеры были разделены на две группы: одна в Западной Европе, а другая на Ближнем Востоке. Со временем орден разработал администрацию, чтобы облегчить перемещение рыцарей и товаров между Европой и Аутремером. Гроссмейстер ордена выбирал мастеров и командиров для руководства командными пунктами, монастырями, где жили тамплиеры, которые были разбросаны по всей Европе. В основном они были найдены в Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии и Венгрии. С другой стороны, на Ближнем Востоке тамплиеры жили в крепостях. Великий магистр избирался пожизненно и руководил военными кампаниями на Востоке и владениями ордена на Западе.
Полномочия
Рыцари-тамплиеры, кадр из игры Assassins Creed. \ Фото: wordpress.com.
Как орден, проводящий военные кампании, тамплиеры должны были финансировать свою деятельность. Благодаря пожертвованиям и завещаниям орден управлял землями и имуществом, которые приносили прибыль. У них были большие суммы денег, которые можно было одолжить частным лицам или учреждениям, но их вера не позволяла им требовать проценты по кредиту. Церковь рассматривала и проценты, и ростовщичество как знамение.
Настоящее новшество заключалось в финансовых услугах, которые они предлагали паломникам. Им нужны были средства для их долгого путешествия в Святую Землю. Тем не менее, путешествовать с большими суммами денег было небезопасно. Рыцари-тамплиеры предложили им возможность оставить своё имущество на их попечение, получив депозитарную расписку, которую можно было обменять на деньги в местной валюте по прибытии в Иерусалим.
Пятница 13-е
Казнь рыцарей-тамплиеров, иллюстрации De Casibus Virorum, Джованни Боккаччо, XV век. \ Фото: pinterest.com.
Трагический конец ордена тамплиеров стал следствием множества факторов. Во-первых, крестоносцы потеряли город Акко из-за мамлюков после осады 1291 года. Крестоносцам и тамплиерам пришлось покинуть Аутремер и вернуться в Европу. Это событие заставило усомниться в полезности тамплиеров, поскольку они больше не могли защищать дорогу паломников. В то время рыцари-тамплиеры уже потеряли доверие общественности. У них была репутация жадных и гордых рыцарей.
Слева направо: Филипп IV Французский, прозванный Красивым, 1268-1314 гг. \ Папа Климент V.
Тамплиеры также потеряли поддержку королей. На протяжении десятилетий рыцари-тамплиеры пользовались благословением европейских королей. Например, король Франции Людовик VII был в большом долгу, потому что тамплиеры помогли ему во время битвы Второго крестового похода в 1147 году. Рыцари поддержали короля Англии Ричарда Львиное Сердце и его армию во время Третьего крестового похода и снова помогли во время Пятого. Тамплиеры поставили свои мечи на службу этим лидерам. Более того, орден помогал им материально. Нищие короли обращались за помощью к тамплиерам, чтобы финансировать свои крестовые походы или платить выкуп, чтобы освободить их, когда они были заключены в тюрьму врагом.
В 1307 году король Франции Филипп Красивый приказывает арестовать всех членов ордена. \ Фото: wordpress.com.
Однако орден оказался в центре ссоры между Филиппом IV, королём Франции, и папой Бонифацием VIII, а после него папой Климентом V. Король и папа спорили о превосходстве папской власти над мирской властью короля. Тамплиеры были чрезвычайно богатой, могущественной и хорошо обученной армией на службе у папы, и Филипп IV искал способ заставить их исчезнуть.
После пыток многие тамплиеры были казнены как еретики. \ Фото: google.com.
Филипп в конце концов нашёл решение своей проблемы: Эскье де Флойран, приор, заключённый в тюрьму за убийство, деливший камеру с бывшим тамплиером, сообщил о словах своего сокамерника. Тамплиер предположительно рассказал Эскье о непристойных действиях, которые происходили в командных пунктах: отрицание Христа, богохульные обряды посвящения и содомия. Эскье распространил этот слух среди широких слоёв населения. Даже при продолжающемся папском расследовании Филипп IV не стал дожидаться вердикта и решил застать Орден врасплох. В пятницу 13 октября 1307 года, за один день, все тамплиеры по всей Франции были арестованы.
Путь к костру. \ Фото: twitter.com.
Жак де Моле, великий магистр ордена, и его рыцари были взяты в плен и осуждены во время несправедливых судебных процессов над рыцарями-тамплиерами. Инквизитор Вильгельм Парижский провёл допрос, в ходе которого тридцать восемь рыцарей были замучены до смерти. Другие сдались и признались в ереси и идолопоклонстве. Жак де Моле и другие лидеры ордена всегда заявляли о своей невиновности. Они были приговорены на переднем дворе собора Парижской Богоматери к сожжению на костре вместе с пятьюдесятью четырьмя другими рыцарями-тамплиерами. В 2001 году историк Барбара Фрале нашла Ватиканский апостольский архив из пергамента Шинона, доказательство того, что папа Климент V снял с Жака де Моле и других лидеров все обвинения против них.
Утерянные сокровища
Утерянные сокровища тамплиеров. \ Фото: livejournal.com.
Сегодня рыцари-тамплиеры в основном известны своими предположительно потерянными сокровищами, которые так и не нашли по сей день. Многие охотники за сокровищами всё ещё ищут деньги тамплиеров, золото и драгоценности. У каждого командования действительно был сундук, в котором хранилась их казна.
Во время ареста тамплиеров был найден только один сундук с крупной суммой денег. Филипп IV завладел деньгами, которые поступили в королевскую казну. После роспуска ордена в 1312 году, во время Венского собора, владения рыцарей-тамплиеров были завещаны другому ордену, рыцарям-госпитальерам.
Бог отомстит за нашу смерть: Иаков Молейский и Готфрид фон Шарни (Чарни), 18 марта 1314 года. \ Фото: blogspot.com.
Настоящее сокровище рыцарей-тамплиеров состояло из хорошо управляемых земель и, прежде всего, архивов и реликвий. За эти годы орден собрал множество реликвий из Святой Земли и Европы. Среди наиболее заметных были фрагменты Тернового венца и Истинного Креста.
Легенда о потерянном сокровище в основном распространилась несколько столетий спустя, особенно в XVIII веке, с распространением масонства в Европе. Их легенду иногда путали с артуровской охотой за Святым Граалем. С тех пор популярная культура активно способствовала сохранению мифа, окружающего рыцарей-тамплиеров.
Источник: https://kulturologia.ru/