Ян ван Эйк. Портрет Маргариты ван Эйк (1439).
Да, это была вдова прославленного художника Яна ван Эйка 1385/90–1441). Его памяти она и посвятила розыгрыш, средства от проведения которого и пошли на помощь малоимущим.
Но удивительно здесь то, что эпитет «первый» в биографии мэтра выступал почти как дежурный. Судите сами. Он считается одним из первых великих мастеров живописи Северного Ренессанса.
Ему приписывается изобретение масляных красок. Правда, история уточняет: не изобрел, а усовершенствовал. Вообще-то они были известны уже почти три столетия, но симпатий у художников не вызывали – долго сохли, теряли цвет и трескались. Естественно, многие мечтали улучшить процесс работы с ними. Но лишь ван Эйк, в начале XV века решил задачу. Появилась возможность с помощью быстросохнущих масляных красок добиваться недостижимых прежде оттенков. И совсем уж потрясающе: тонкая масляная поверхность одновременно и отражала падающий свет, и поглощала. Картины засияли!
Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – «Портрет четы Арнольфини» (1434, Лондонская Национальная галерея):
Одним из первых примеров светского портрета является «Мужской портрет», (1432, Лондонская Национальная галерея). В нём художник прибегает и к другому новшеству: включение в композицию картины парапета, который заметно выступает в его нижней части:
Одним из первых ван Эйк на своих картинах стал оставлять подписи. Он, выделив портрет в самостоятельный жанр, стал рисовать героев полотен не по грудь, а по пояс, развернув их три четверти.
Он же одним из первых добавил к изображению человека предметы быта, вложив в них определённый смысл. И так далее…
В той же Национальной галерее в Лондоне хранится с 1851 года портрет, считается автопортретом ван Эйка (1433). В верху полотна читается девиз «ALV IXH XAN» («Как я умею»)…