Коротко о бронелифчике
В этой статье мы не будем рассуждать о классическом фэнтезийном бронелифчике. Ну вы в курсе — когда у фентезийного женского персонажа «броней» прикрыта лишь самая малость самых потаенных частей тела. Почему? Потому что этот образ — порождение художников. Ни одна воительница ни одной эпохи не шла в бой, будучи одетой подобным образом. Просто из соображений собственной безопасности. Ну и еще кольчуга больно режет соски, при беге стирая их в кровь…
Простите за натурализм, но от технических аспектов снаряжения никому не удалось скрыться, а кольчуга — она такая, требует поддоспешника или кровавых жертв на теле хозяина. Поэтому — минус бронелифчики, оставим их Луису Ройо, Борису Вальехо и прочим Фредам Филдсам. Перейдем к доспехам реалистичным, действительно служившим для защиты бренного тела от многочисленных угроз средневекового поля боя — от зарослей крапивы до стрел, мечей и алебард.
О функциях доспехов — защитных и декоративных
У доспеха — удивительно! — были не только защитные задачи, но и эстетически-декоративные. Он должен был не только защитить носителя, но и украсить, а заодно сделать его подчеркнуто мужественным, а значит — страшным для противника. Поэтому нормальные доспехи обязательно подчеркивали определенные части человеческого тела — а каноны мужественности и мужской красоты на протяжении Средних веков, какой бы конкретный их период мы ни рассматривали, сильно отличались от нынешних.
Напомним о нередко забываемом и выносимом «за скобки» моменте: Средневековье — это очень, очень долгий период истории, охватывающий более тысячи лет. Поэтому, рассуждая о нем, логично заодно поднимать дополнительный вопрос — а о какой конкретно части Средних веков идет речь? Все-таки нормы, порядки и предпочтения, например, Высокого Средневековья и Позднего Средневековья — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Поэтому уточним сразу: мы будем говорить о Позднем Средневековье — времени, когда латные доспехи в принципе использовались и были нормой на поле боя. Если на сегодняшний день в культуре белого человека (и это не расизм, это немало важное уточнение: в других культурах — другие нормы!) вполне универсальными символами являются широкие плечи, подбородок «ящиком» и большие мускулы, то во времена латных доспехов в большинстве европейских стран привлекательными для мужчины считались… тонкая талия и, скажем так, главный атрибут мужественности. В
от с последнего-то мы и начнем. Было в те (да и позже) времена замечательное устройство под названием «гульфик». Если вдруг вы не в курсе, это такой бронированный «чехол» для мужского хозяйства. Вещь в условиях средневекового боя просто-таки необходимая, а то ведь как — шальная стрела возьмет, да и лишит рыцаря всех шансов оставить потомство.
Кроме того, будучи съемным, гульфик позволял бронированному феодалу справить малую нужду, не снимая доспехов. На каждый поход «по делам» оруженосцев-то не напасешься! Из сугубо защитных элементов доспеха гульфики быстро превратились в защитно-декоративно-устрашающие, попутно увеличившись в размерах и обзаведясь всякими украшательствами.
Шутка о шипастых страпонах в Позднем Средневековье была не просто шуткой! Взгляните на иллюстрацию, представьте, что на вас в бою несется закованная в металл фигура с эдаким «гаджетом» наперевес, и вы все поймете.
Еще одним признаком мужской (таки да, именно мужской — в отличие от современных представлений) привлекательности в Средние века была, как мы уже сказали, тонкая талия. И что же мы видим на доспехах? Талии настолько тонкие и подчеркнутые, что любая оса и современная модель позавидуют!
А в комплекте с тончайшей талией — кираса с выпуклостью в районе груди, призванной отводить в сторону и смягчать полученные удары. Так что идея подчеркнуть внешнюю привлекательность носителя доспехов — это не изобретение жанра фентези, это нечто, что люди делали на протяжении своей истории.
Просто нормы красоты были иными, а потому доспехи подчеркивали не те аспекты фигуры, которые подчеркивают современные фентези-иллюстрации, созданные для современных же людей с их представлениями о красоте — мужской или женской. И вот тут-то мы, наконец, подходим к главной теме статьи — женским доспехам.
О стальных сиськах
Фэнтези вообще позволяет себе различные вольности в области внешнего вида доспехов и прочей одежды. Мы уже упоминали классический бронелифчик, не грех будет вспомнить и магичек, одетых, как девушки легкого поведения… Вспомнили?
Отлично, теперь забудьте. Рассуждая о вольностях, до пустимых в фэнтези, отметим — мы не против таковых, просто в данном случае стараемся держать их в рамках практичности и реалистичности. И, рассуждая о них, можно прийти к выводу, что… Доспехи с вытачками для груди, с тонкой женской талией и круглой девичьей попой действительно могли бы существовать.
В конце концов, чем подчеркивание атрибутов женственности принципиально отличается от вышеописанных атрибутов мужественности? Да ничем, черт возьми! И тут возникает закономерный вопрос: если люди Средневековья были настолько прошаренными в понимании эстетики и человеческой привлекательности, почему же мы не находим множество женских доспехов при раскопках, в музеях и так далее?
А ответ, к нашему сожалению, очень прост. Женщины в Средние века попросту не носили доспехов. Война была сугубо мужским делом, поэтому доспехи делались под мужские же фигуры. Разумеется, из этого правила тоже имелись исключения — скажем, Жанна д’Арк — но необходимо понимать, что исключения были не просто редкими, они были единичными на протяжении всего рассматриваемого периода истории.
В целом, женщины в армии — явление с исторической точки зрения крайне новое. А за отсутствием спроса следует закономерное отсутствие предложения. Ту же Жанну обычно изображают в мужском доспехе. Если взглянуть на любой латный доспех, будь то классический миланский или любой из турнирных, можно заметить, что все они… на самом деле не столько мужские, сколько то, что сегодня назвали бы «унисекс». То есть одинаково хорошо подходят как мужчинам, так и женщинам.
Примерно так выглядели бы женские доспехи, если бы существовали
С мужчинами все понятно, доспехи делались для них — никаких сюрпризов. Что же касается женщин и доспехов, обратите внимание на тот самый выступ на груди — кираса не прилегает к телу вплотную — напротив, она находится как можно дальше от него. Как уже говорилось, это сделано из совершенно рациональных соображений — округлая или коническая форма брони лучше отводит удары, а в крайнем случае — демпфирует их.
И вот в этом самом выступе на груди можно с легкостью спрятать женскую грудь любого размера, вплоть до… ну, вы там сами себе представляйте, ладно? А уж женскую талию втиснуть в осиные пропорции доспеха совсем не Источник статьи журнал сложно. Прочая же женская анатомия от мужской с точки зрения доспеха не отличается — руки, ноги, голова… Размер подогнать — и все дела.
Так что в принципе, если бы в истории был период, когда женщины ходили бы в бой массово, наравне с мужчинами, создание женской брони стало бы весьма реалистичной перспективой. Рассуждая логически, отличия женского доспеха от мужского оказались бы не слишком большими.
Разумеется, выступ на кирасе расположили бы выше, чтобы подчеркнуть атрибуты женственности, но в принципе он никуда не делся бы. Талия, вероятнее всего, осталась бы столь же тонкой, как и на обычных доспехах. Увы (или «Ура!»), история не донесла до нас ни одного женского доспеха.
Об опасности
Однако фентези живет по своим законам, и в нем все-таки существует множество девушек в доспехах, сделанных «по женским лекалам» и включающих в себя нагрудники с вытачками под грудь. И возникает вопрос: не опасны ли эти самые вытачки, не делают ли они более вероятным отражение удара от одной из них в центр груди?
Логично ведь предположить, что при отражении удара от металлической «сиськи» в центр кирасы вся энергия удара придется в этот самый центр, что быстренько разделит девушку внутри доспеха пополам, разметав ее по полю боя, как капля никотина — хомячка по стенам.
Да, логично… до определенного предела. А вот за этим пределом начинается немножко другая, настоящая реальность. Мы отступим от нее лишь в том, что как факт предположим существование подобных женских доспехов. Итак, доспех с «сиськами». Он был бы сделан из закаленной стали и потому хрен бы чем пробивался.
Разумеется, если бы ваш конкретный доспех сделали дендрофекальным способом, то проблемой стали бы вовсе не округлые элементы. А вот закаленная сталь неплохо защищает носителя от пробивания любым оружием, кроме специально созданных именно для этого клевцов. Поэтому в норме доспех старались пробивать не в области груди, представлявшей собой непрошибаемый стальной лист, а в местах суставов или в щели забрала. Сложно?
Еще как, но выбор был невелик — либо долбишься, как дятел, в сталь, либо находишь место, где стали нет, или она существенно тоньше. При этом одоспешенный враг не стоит на месте, глядя на попытки найти в его броне слабое место, он же еще и оружием отмахивается! Или вообще давно ускакал куда подальше… Позволяет ли это утверждать, что защитные качества кирасы с «сиськами» абсолютно не отличались от таковых у обычной кирасы? Пожалуй, нет.
Небольшая вероятность поражения носительницы такого доспеха в центр грудины все-таки имелась бы. Но была ли эта вероятность настолько большой, чтобы утверждать, что такие доспехи не стали бы производить? Скажем прямо, едва ли. Особенно, если вспомнить, что у настоящих исторических доспехов такое место, куда соскальзывают удары, попавшие в грудь, тоже было: та самая осиная талия. Взгляните на доспех, повернув голову. Что вы видите? Именно! «Сиськи», расположенные боком.
А ведь по идее из-за этой впадины на кирасе воинов разрубало бы пополам — только не вдоль, а поперек. Однако именно такие доспехи производили в настоящем Средневековье. По нашему скромному мнению, один лишь этот факт позволяет с большой уверенностью утверждать, что вытачки под грудь на броне не делали бы доспех существенно более или менее опасным.
Источник: https://bigpicture.ru/