Одними из наиболее хорошо сохранившихся памятников Древнего Рима являются дороги. По сей день сеть основных направлений, связывавших провинции с Вечным городом (кто не помнит куда ведут все дороги), напоминает о гениальных предках, которые без какой-либо техники, специальных заводов умудрялись строить даже не на века – на тысячелетия. Так на чем же основалась древняя технология и приемлема ли она для нас?
Кто из наших соотечественников и жителей постсоветского пространства не мечтал прокатиться с ветерком по дороге без ям и кочек? Конечно же, можно бесконечно фантазировать на тему того, что дорожники наконец-то научатся укладывать полотно качественно.
Мечты современников воплотили в жизнь древние римляне, умудрившиеся проложить дорожное полотно, протяженность которого немногим не дотягивает до двойной длины экватора (около 80 тыс. км). Так в чем же секрет нереальной долговечности и производительности древнейшей из цивилизаций?
Мощеные дороги издревле считались символом высокой государственной организации и власти, которая распространялась не только на территорию Италии, но и все провинции. Поэтому неудивительно, что все императоры уделяли огромное значение строительству дорог, которые непременно заканчивались в основном транспортном узле той эпохи – Риме. Именно отсюда и пошло крылатое выражение – Tutte к vie conducano a Roma, что означает: «Все дороги ведут в Рим».
Как оказалось, строительством дорог занимались не для того, чтобы облегчить населению жизнь и передвижение. Мощеное дорожное полотно было крайне необходимо для военных целей, оно позволяло максимально ускорить перемещение колонн пехоты. Чтобы поддерживать интенсивный марш войск со скоростью 4-5 км/ч, нужна ровная дорога с качественным покрытием. Именно по этой причине дальновидные властители считали их стратегически важным объектом, на строительство которых не жалели ни средств, ни времени.
Стройкой руководили военные инженеры, а все работы выполняли сами легионеры или рабы, хотя привлекались вольнонаемные каменщики, труд которых особенно ценился. Как утверждают исследователи, к проектированию и проведению основных дорожных работ никогда не привлекали местных жителей. Это объясняется тем, что власти опасались саботажа. Хотя непонятно почему, ведь в поселениях и регионах, где размещались военные базы, процесс прокладывания надежного полотна велся очень быстрыми темпами, что открывало огромные возможности для предприимчивых людей.
Все начиналось со скрупулезных изучений местности и почвы, а также тщательных измерений. После чего копали две параллельные канавы на расстоянии от 2,5 до 5 м (это и определяло ширину будущей дороги). Благодаря канавам можно было определить состав грунта и глубину, на которую нужно было копать ров, чтобы добраться до каменистого или более плотного основания. Со временем в пролете между канавами убирали всю почву, подготавливая под укладку разных слоев материала.
Интересный факт от Novate.ru:При разметке очертаний дороги использовались специальные приспособления и измерительные инструменты: переносные солнечные часы (для определения направления); грома (для фиксирования линий солнцестояния и построения ровных линий и прямых углов); хоробат (нивелир, определяющий рельеф местности).
Определяющим критерием проектирования конфигурации дорог являлся рельеф местности. Если это было открытое и относительно ровное пространство, то полотно шло по прямой линии, ну а если это была пересеченная местность — дорога петляла, поднимаясь ввысь. В том случае, когда на пути встречались холмы – копали тоннели, если же это были болота – строили гати или дамбы.
Чаще всего создание «подушки» под дорожное полотно начиналось на глубине полутора метров. Хотя имеются примеры того, что ее толщина достигала и 5 метров. Основная же технология заключалась в создании «слоеного пирога». Сначала утрамбовывали хорошенько землю, затем засыпали мелкий песок, который также уплотнялся.
Первым основным слоем всегда шли крупные необработанные камни, его толщина достигала полуметра, затем 20 см битых камней, которые уже закреплялись вяжущим раствором. Его состав значительно отличался в зависимости от той местности, где велось строительство, ведь подвозить сырье издалека было затруднительно и нецелесообразно. Случалось, что этот слой засыпали мелким песком, перемешанным с известью и сверху заливали водой для максимального проникновения состава в пролеты между камнями.
Третий слой был главенствующим, его называли «ядром». Состоял он из кусков битого кирпича. Несмотря на то, что на этом можно было бы и остановиться, древние римляне предпочитали укладывать плоские каменные плиты, более мелкие камни в виде гальки и даже черепицу. Стоит упомянуть, что перед финишным покрытием утрамбовывали слой песка с горячей известью.
Верхний слой всегда имел небольшую горбинку по центру, чтобы во время дождей или таяния снега не скапливалась вода на полотне и не повреждала его. Чтобы вода свободно отходила от дороги, по обе ее стороны копали дренажные канавы.
Важно! Несмотря на такой сложный технологический процесс, дорожное полотно никогда бы не сохранилось до наших дней, если бы не проводились регулярные ремонты. И этому процессу, к счастью, не помешала даже бюрократическая машина. Имеется документальное упоминание о том, что в те дальние времена процветала коррупция и на строительстве дорог чиновники неплохо нагрели руки.
Естественно, дорогами пользовались не только военные во время походов, но и население, торговцы и почтовая служба. Это в свою очередь повлекло за собой подъем экономики. Прирост миграции и развитие почтовых услуг поспособствовали строительству специальных станций, где кучера могли передохнуть, поменять/покормить лошадей, появлялись постоялые дворы и харчевни – для путешествующих.
Также обустраивались кузницы и конюшни, склады для продовольствия, здания для ремонтных бригад и многое другое. Все это поспособствовало повышению благосостояния населения и развитию новых отраслей экономики. Со временем были построены храмы или устанавливались мавзолеи, памятные знаки и даже триумфальные арки, олицетворяющие победы и достижения Римской империи, а затем и других государств, которые продолжали пользоваться этими дорогами.
1. Феномен древнеримских дорог
Почувствуйте разницу: одной дороге более 2 тысяч лет, а другая – современная.
Кто из наших соотечественников и жителей постсоветского пространства не мечтал прокатиться с ветерком по дороге без ям и кочек? Конечно же, можно бесконечно фантазировать на тему того, что дорожники наконец-то научатся укладывать полотно качественно.
Мечты современников воплотили в жизнь древние римляне, умудрившиеся проложить дорожное полотно, протяженность которого немногим не дотягивает до двойной длины экватора (около 80 тыс. км). Так в чем же секрет нереальной долговечности и производительности древнейшей из цивилизаций?
Феномен римских дорог. | Фото: italia-ru.com.
Как менялась технология строительства дорог: с древности до наших дней. | Фото: popmech.ru.
Мощеные дороги издревле считались символом высокой государственной организации и власти, которая распространялась не только на территорию Италии, но и все провинции. Поэтому неудивительно, что все императоры уделяли огромное значение строительству дорог, которые непременно заканчивались в основном транспортном узле той эпохи – Риме. Именно отсюда и пошло крылатое выражение – Tutte к vie conducano a Roma, что означает: «Все дороги ведут в Рим».
2. Основная причина строительства мощеных дорог
Дороги Римской империи – стратегически важный объект для передвижения войск. | Фото: hystory.mediasole.ru.
Как оказалось, строительством дорог занимались не для того, чтобы облегчить населению жизнь и передвижение. Мощеное дорожное полотно было крайне необходимо для военных целей, оно позволяло максимально ускорить перемещение колонн пехоты. Чтобы поддерживать интенсивный марш войск со скоростью 4-5 км/ч, нужна ровная дорога с качественным покрытием. Именно по этой причине дальновидные властители считали их стратегически важным объектом, на строительство которых не жалели ни средств, ни времени.
Разветвленная дорожная сеть – одно из величайших достижений человеческой цивилизации. | Фото: hist-etnol.livejournal.com.
Строительством дорог занимались преимущественно легионеры и рабы, а проектировали их только военные инженеры. | Фото: italia-ru.com.
Стройкой руководили военные инженеры, а все работы выполняли сами легионеры или рабы, хотя привлекались вольнонаемные каменщики, труд которых особенно ценился. Как утверждают исследователи, к проектированию и проведению основных дорожных работ никогда не привлекали местных жителей. Это объясняется тем, что власти опасались саботажа. Хотя непонятно почему, ведь в поселениях и регионах, где размещались военные базы, процесс прокладывания надежного полотна велся очень быстрыми темпами, что открывало огромные возможности для предприимчивых людей.
3. Закладка римских дорог
Древние инструменты и приспособления, с помощью которых создавались дороги. | Фото: hystory.mediasole.ru.
Все начиналось со скрупулезных изучений местности и почвы, а также тщательных измерений. После чего копали две параллельные канавы на расстоянии от 2,5 до 5 м (это и определяло ширину будущей дороги). Благодаря канавам можно было определить состав грунта и глубину, на которую нужно было копать ров, чтобы добраться до каменистого или более плотного основания. Со временем в пролете между канавами убирали всю почву, подготавливая под укладку разных слоев материала.
Интересный факт от Novate.ru:При разметке очертаний дороги использовались специальные приспособления и измерительные инструменты: переносные солнечные часы (для определения направления); грома (для фиксирования линий солнцестояния и построения ровных линий и прямых углов); хоробат (нивелир, определяющий рельеф местности).
Технология строительства дорожного полотна, проверенная веками.
Определяющим критерием проектирования конфигурации дорог являлся рельеф местности. Если это было открытое и относительно ровное пространство, то полотно шло по прямой линии, ну а если это была пересеченная местность — дорога петляла, поднимаясь ввысь. В том случае, когда на пути встречались холмы – копали тоннели, если же это были болота – строили гати или дамбы.
4. Технология укладки дорожного полотна
«Многослойный пирог» дорожного полотна, созданного древними римлянами. | Фото: italia-ru.com.
Чаще всего создание «подушки» под дорожное полотно начиналось на глубине полутора метров. Хотя имеются примеры того, что ее толщина достигала и 5 метров. Основная же технология заключалась в создании «слоеного пирога». Сначала утрамбовывали хорошенько землю, затем засыпали мелкий песок, который также уплотнялся.
Первым основным слоем всегда шли крупные необработанные камни, его толщина достигала полуметра, затем 20 см битых камней, которые уже закреплялись вяжущим раствором. Его состав значительно отличался в зависимости от той местности, где велось строительство, ведь подвозить сырье издалека было затруднительно и нецелесообразно. Случалось, что этот слой засыпали мелким песком, перемешанным с известью и сверху заливали водой для максимального проникновения состава в пролеты между камнями.
Планирование и строительство дорог было важным государственным делом. | Фото: hystory.mediasole.ru.
Третий слой был главенствующим, его называли «ядром». Состоял он из кусков битого кирпича. Несмотря на то, что на этом можно было бы и остановиться, древние римляне предпочитали укладывать плоские каменные плиты, более мелкие камни в виде гальки и даже черепицу. Стоит упомянуть, что перед финишным покрытием утрамбовывали слой песка с горячей известью.
Верхний слой всегда имел небольшую горбинку по центру, чтобы во время дождей или таяния снега не скапливалась вода на полотне и не повреждала его. Чтобы вода свободно отходила от дороги, по обе ее стороны копали дренажные канавы.
Чаще всего верхнее покрытие делали из плоских каменных плит. | Фото: hist-etnol.livejournal.com.
Важно! Несмотря на такой сложный технологический процесс, дорожное полотно никогда бы не сохранилось до наших дней, если бы не проводились регулярные ремонты. И этому процессу, к счастью, не помешала даже бюрократическая машина. Имеется документальное упоминание о том, что в те дальние времена процветала коррупция и на строительстве дорог чиновники неплохо нагрели руки.
5. Мощеные дороги – идеальный подарок для потомков
Вдоль мощеных дорог строились постоялые дворы, почтовые станции и храмы. | Фото: hystory.mediasole.ru.
Древнеримский мавзолей на обочине дороги в Глануме (Франция). | Фото: crdp-strasbourg.fr.
Естественно, дорогами пользовались не только военные во время походов, но и население, торговцы и почтовая служба. Это в свою очередь повлекло за собой подъем экономики. Прирост миграции и развитие почтовых услуг поспособствовали строительству специальных станций, где кучера могли передохнуть, поменять/покормить лошадей, появлялись постоялые дворы и харчевни – для путешествующих.
Также обустраивались кузницы и конюшни, склады для продовольствия, здания для ремонтных бригад и многое другое. Все это поспособствовало повышению благосостояния населения и развитию новых отраслей экономики. Со временем были построены храмы или устанавливались мавзолеи, памятные знаки и даже триумфальные арки, олицетворяющие победы и достижения Римской империи, а затем и других государств, которые продолжали пользоваться этими дорогами.
Источник: https://novate.ru
Коментарии (0)