Ярко-синие могилы Цфатского кладбища, где захоронены мистики Каббалы.
На кладбище на севере Израиля паломники стремятся духовно возвыситься с помощью еврейских мистических святых, похороненных под ярко-синими могилами. Выкрашенные в синий цвет гробницы на историческом еврейском кладбище недалеко от израильского города Цфат, одного из самых святых городов иудаизма.

Кладбище находится в Цфате, который 500 лет был небольшим галилейским поселением, прежде чем в 16 веке стал мировой столицей Каббалы, самой известной формы еврейского мистицизма. В скале высечены тысячи могил и погребальных пещер. Некоторые могилы, окрашенные в синий цвет, принадлежат святым цадикам. Согласно иудейской вере, у цадика нет йецер хара — злого начала, и он вдохновляет на эту чудесную добродетель тех, кто молится у этой могилы.
Ярко-синие могилы Цфатского кладбища, где захоронены мистики Каббалы.

Ультраортодоксальный еврей и израильский солдат молятся в гробнице раввина Ицхака Лурии, еврейского мистика 16-го века и ученого-каббалы.

Каждый год сотни тысяч людей из Израиля и за рубежом посещают это кладбище: паломники, светские туристы, каббалисты, и однажды его посетила поп-дива Мадонна. Большинство из них приходят, чтобы воздать дань уважения двум могилам: рабби Исааку Лурии (Ха Ари, «Лев»), одной из самых почитаемых фигур в каббалистическом мире, и раввину Джозефу Каро (автору Шулхан Арух).

Поскольку денег на ремонт не было, кладбище долгие годы находилось в запустении. Число могил никто не знал, а записи пропали несколько десятилетий назад. В начале 1990-х годов муниципалитет Цфата решил отремонтировать его, очистив старые могилы и дороги, построив лестницу и покрасив выбранные надгробия в синий цвет. Когда начались раскопки, археологов ждал шок: под дорожками, ведущими к знаменитым могилам, были тысячи других могил, погребенных под землей из-за дождей и отложений, стекающих по склону горы.


Помимо посетителей, почти каждый день на кладбище ходят двое местных: Степанский и Давид Аппенцер, который представляет религиозные власти города и отвечает за ремонт кладбища. Это знакомые, потомки старых семей Цфатов. В то время как Аппенцер рассматривает кладбище как территорию еврейской общины, Степанский рассматривает его как редкий открытый музей мирового класса, находящийся под угрозой исчезновения из-за запущенности. По его словам, на старом кладбище в Цфате находится «самая большая в Израиле коллекция древнееврейских надписей, которая также является одной из крупнейших в мире».

Из десятков тысяч обнаруженных надгробий можно идентифицировать менее 150. Большинство из них сделаны из известняка, и надписи на них с годами стерлись.

Согласно израильскому законодательству, кладбище считается древним местом, но из-за его религиозного значения находится в ведении Фонда кладбища Цфата.

На данный момент на территории кладбища проведены лишь частичные археологические исследования, в ходе которых задокументировано около 30 надгробий. «Все надписи нужно сфотографировать и зарисовать, потому что зарисовка фиксирует больше деталей, чем камера», — говорит Степанский. «После этого мы отправляем находки на палеографическое заключение».


В 1990-е годы некоторые из надгробий были выкрашены лазурью — фирменным цветом каббалистического Цфата. Выглядит эффектно, но сказывается на процессе консервации.


Одна из обнаруженных захватывающих могил принадлежит Джошуа ибн Нуну, врачу, которому удалось тайно сохранить труды раввина Исаака Лурии и таким образом донести до мира труды Каббалы.

После смерти Лурии его самый известный ученик, Хайим Бен Иосиф Виталь, взял на себя пожизненную миссию: записывать проповеди, которые он и его друзья слышали от Лурии.

«Согласно историческим источникам начала 17 века, именно Бин Нун был первым, кто распространил каббалистические« лурианские » сочинения раввина Витала после того, как подкупил брата Витала, чтобы тот вывез большую их часть из дома Витала», — объясняет Степанский. «Он приказал их скопировать и раздать ученым, которые с нетерпением ждали их в течение многих лет».
Печать

Коментарии (0)